Ивлева Светлана Викторовна, сайт педагога

Круглый стол «Как умелые ручки языку помогают»

Круглый стол «Как умелые ручки языку помогают»

 

«Истоки способностей и дарований детей

 находятся на кончиках пальцев».

В. А. Сухомлинский

М.М. Кольцовой доказано, что  уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.  Исследователи пришли к заключению, что тренировка тонких, дифференцированных движений пальцев рук является и стимулом для развития речи ребенка, и мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга в целом.

Все это говорит о чрезвычайной важности пальчиковых игр для развития ребенка.

При своей, казалось бы, простоте пальчиковая гимнастика приводит к поразительным результатам:

1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

3. Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно распределять его.

4. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

5. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.

6. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет рассказывать руками целые истории.

7. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Пальчиковые упражнения разнообразны по содержанию. К ним относятся:

1. Игры-манипуляции.

«Пальчик-мальчик, где ты был?»«Мы делили апельсин»«Этот пальчик хочет спать», «Этот пальчик – дедушка», «Раз, два, три, четыре, кто живет в моей квартире», «Пальчики пошли гулять» – ребенок поочередно загибает каждый пальчик. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ.

2. Сюжетные пальчиковые упражнения.

«Пальчики здороваются» – подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно).

«Распускается цветок» – из сжатого кулака поочередно «появляются» пальцы.

«Грабли» – ладони на себя, пальцы переплетаются между собой,

«Елка» – ладони от себя, пальцы в «замок» (ладони под углом друг к другу). Пальцы выставляются вперед, локти к корпусу не прижимаются.

К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревья.

3. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой.

Ребенок может поочередно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б–п; т–д; к–г.

4. Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»).

Предложены И. Деннисоном и Г. Деннисоном. С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности,

«Колечко» – поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д.

«Кулак – ребро – ладонь» – последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).

«Ухо–нос» – левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.

«Симметричные рисунки» – рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т.д. Главное, чтобы ребенок смотрел во время «рисования» на свою руку).

«Горизонтальная восьмерка» – нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза – сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками.

5. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.

В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения –разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру).
«Помоем руки под горячей струей воды» – движение, как при мытье рук.

«Надеваем перчатки» – большим и указательным пальцами правой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь.

«Засолка капусты» – движения ребром ладони правой руки о ладонь левой руки: постукивание, пиление. Движения обеих кистей: имитация посыпания солью, сжимание пальцев в кулак,

«Согреем руки»  – движения, как при растирании рук.

«Молоточек» – фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки «забивать» гвозди.
«Гуси щиплют траву» – пальцы правой руки пощипывают кисть левой.

Для более эффективного самомассажа кисти используются грецкий орех, каштан, шестигранный карандаш, массажный мячик.

6. Театр в руке

Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение.

«Бабочка» –  сжать пальцы в кулак и поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения («трепетание пальцев»).

«Сказка» – детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец -какой-либо персонаж.

«Рыбки» – кисти правой и левой рук изображают плавные движения рыб.

«Осъминожки» –  правая рука, осторожно и по очереди передвигая свои щупальцы-пальцы, путешествует по морскому дну. Навстречу движется осьминог –  левая рука. Увидели друг друга, замерли, а потом стали обследовать морское дно вместе.

С большим увлечением дети разыгрывают представления в пальчиковом театре.

Очень хорошо себя зарекомендовала и разнообразная предметная деятельность, которая также способствует развитию мелкой моторики. Чтобы получить наибольший эффект, можно во время занятий сочетать пальчиковую гимнастику со следующими видами деятельности:

– застёгивание и расстёгивание пуговиц (специальный набор для занятий можно купить в магазине);

– всевозможные шнуровки;

– нанизывание бусин на тесьму и шариков на стержень;

– игры с мозаикой и разнообразные поделки из соленого теста;

– рисование пальчиками, косточками, камешками, ракушками, пуговицами, веревочками и рисование на подносе с крупой;

– игры с конструктором;
– перебирание круп, зёрен (к примеру, фасоль отделить от гороха).

Игр для развития мелкой моторики может быть великое множество. Главное включить фантазию и сочинять новые сюжеты вместе с ребенком!

7 ноября 2023 в 09:08

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.