Ивлева Светлана Викторовна, сайт педагога
«Шпаргалки для родителей» Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей«Шпаргалки для родителей» Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей
ЗИМА. ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ
1. «Что бывает зимой?» Проводиться аналогично игре «Что бывает осенью?» из раздела «Осень». Пример. Идет снег. На деревьях нет листьев. Речка замерзла. Холодно. Люди надевают теплую одежду. Дети катаются на коньках и лыжах. 2. «Выпал беленький снежок» Цель: уточнить и расширить словарь по теме, учить согласовывать слова с движением. Оборудование: настоящий снег и сосульки. Ход. Взрослый приносит домой снег и сосульки разной величины. Вместе с ребенком их рассматривает. Взрослый активизирует речь ребенка вопросами: «Какого цвета снег? (белый) А какая сосулька? (прозрачная) Какие они на ощупь? (холодные, снег мягкий, сосулька твердая)». Наблюдают, как снег и сосулька тают и превращаются в воду. Затем наблюдение продолжается на улице или из окна. Ребенок отвечает па вопросы взрослого: «Что лежит на земле? Какой снег? Что висит под крышей? Какая сосулька?» После этого взрослый предлагает ребенку согреться, так как на улице холодно. Они пропоют стихотворение, выполняя с ребенком все движения, соответствующие тексту: Выпал беленький снежок - Собрались мы все в кружок, Мы потопаем, мы потопаем, Будем весело плясать, Будем руки согревать. Мы похлопаем, мы похлопаем Чтоб нам было веселее, Будем прыгать мы скорее. Мы попрыгаем, мы попрыгаем 3. «Что лишнее?» Цель: расширить и активизировать словарь по теме. Оборудование: картинки с изображением предметов для игр в разное время года или настоящие предметы (санки, мяч, лопата, коньки, велосипед, лыжи, бумажный кораблик, скакалка и т. д.), сюжетная картинка по теме «Зимние забавы». Ход. Взрослый предлагает ребенку выбрать и назвать только те предметы, которые необходимы для зимних игр. Лишние предметы убирают. Если затрудняется, взрослый помогает ему. По ходу игры ребенку вопросы: «Что это? Для чего нужно? Как с этим играть?» Затем для рассматривания предлагается одна или несколько пых картинок, на которых изображены дети, катающиеся на лыжах, коньках, строящие снежную бабу, расчищающие дорожку лыжи активизирует речь ребенка вопросами: «Какого цвета снег на картинке? Что это у мальчика? Для чего нужно? Как одет мальчик? Почему он тепло одет?» п т. д. 4. «Назови ласково» (с существительными данной темы) снег - снежок лед — ледок сосулька - сосулечка санки - саночки горка - горочка лопата - лопатка 5. "Сделай снеговика" Цель: формировать целостное восприятие предмета, учить правильно располагать готовые формы, активизировать речь во время и после выполнения задания. Оборудование: три белых кружка разной величины. Ход. По образцу взрослого ребенок выкладывает снеговика из трех кругов. Взрослый обращает внимание на последовательность расположения фигур, спрашивая: «Как называется эта фигура? Какого она цвета? Какой круг ты положишь внизу? (большой) Какой потом? (средний) Какой круг будет вверху? (маленький) Назови его ласково (кружок, кружочек)». Найди другое слово Цель: учить точно подбирать слова, объяснять их значение с соответствие с ситуацией. Ход игры - Папа решил сделать детям качели. Миша принес ему веревку. «Нет, эта веревка не годится - она оборвется. «Миша принес ему другую. А вот эта ни за что не оборвется». Какую веревку сначала принес Миша? (тонкую, ветхую). А затем? (крепкую, прочную). - Наступила зима. Миша рос крепким мальчиком (здоровым, сильным). Вышел он покататься на коньках и почувствовал под ногами крепкий лед. Как сказать по - другому? (прочный, не хрупкий). Мороз крепчал (становился сильнее). - Как вы понимаете выражение «крепкий орешек»! (его трудно разбить, сломать). Так говорят не только про орехи, но и про людей, которых никакие невзгоды не сломают. О них говорят: «крепкий духом». Значит, сильный, стойкий человек. - Объясните, что означают слова: «крепкая ткань» (прочная), «крепкий сон» (глубокий), «крепкий чай» (не разбавленный кипятком). Какие выражения со словом «крепкий» вам встречались в сказках и в каких? (В сказке «Волк и семеро козлят» коза крепко-накрепко (очень строго) наказывала детям, чтобы они крепко-накрепко (очень крепко) запирали дверь). Придумайте предложения со словом «крепкий». Это правда или нет Цель: учить находить неточности в стихотворном тексте. Ход игры Прослушайте стихотворение Л. Станчева «Это правда или нет»? Вы должны заметить, чего на свете не бывает. Теплая весна сейчас, виноград созрел у нас. Конь рогатый на лугу летом прыгает в снегу. Поздней осенью медведь любит в речке посидеть. А зимой среди ветвей «Га - га - га!» - пел соловей. Быстро дайте мне ответ - это правда или нет? Послушайте, можно ли так сказать, и исправьте ошибку: «Тетя, посмотри, у лошадки два хвостика - один на голове, другой на спине». «Папочка, это лошадке, подметки подбивают». «Папа, тут дрова недавно пилили: вон на снегу пилияки валяются». «Я немножко открыла глаза и смотрела шепотом». «Мамочка, я тебя громко - громко люблю». А сейчас вы придумайте небылицы или путаницы, а другие дети будут их распутывать. Найди точное слово Цель: учить точно называть предмет, его качества и действия. Ход игры О каком предмете я говорю: «Круглое, сладкое, румяное». Что это? Вы знаете, что предметы могут отличаться друг от друга не только по вкусу, но и по величине, цвету, форме. Дополните другими словами: снег белый, холодный... (еще какой?); сахар сладкий, а лимон... (кислый), весной погода теплая, а зимой... (холодная). Назовите, какие вещи в комнате круглые, высокие, низкие. Вспомните, кто из животных как передвигается. Ворона (летает), рыба (плавает), кузнечик (прыгает), уж (ползает). Кто из животных как голос подает? Петух (кукарекает), тигр (рычит), мышь (пищит), корова (мычит). Помогите мне найти слова, противоположные по смыслу, в стихотворении Д. Чиарди «Прощальная игра». Скажу я слово высоко, а ты ответишь ... (низко). Скажу я, слово далеко, а ты ответишь ... (близко). Скажу тебе я слово трус, ответишь ты (храбрец). Теперь начало я скажу, ну, отвечай... (конец).
Что вы видите вокруг Цель: уточнить представления детей о названии предметов. Ход игры Назовите предметы, которые вы видите вокруг? Как мы отличаем один предмет от другого? (За столом сидят, занимаются, ездят, на стуле сидят). Что значит слово... (мяч)? Кукла? Ручка? У меня в руке... (ручка). Что ею делают? (пишут). У двери тоже есть ручка. Почему эти предметы называют одним и тем же словом? (Их держат руками). Что значит слово "ручка", обозначающая этот, предмет? (показывает ручку, которой пишут). А что обозначает теперь слово "ручка"? (показывает на дверную ручку). Можете ли вы назвать слова, которые ничего не обозначают? Послушайте стихотворение И. Такмаковой «Плим». Ложка - это ложка. Ложкой суп едят. Кошка - это кошка. У кошки семь котят. Тряпка - это тряпка. Тряпкой вытрут стол. Шапка - это шапка. Оделся и пошел. А я придумал слово. Смешное слово - плим. Я повторяю снова -Плим, плим, плим. Вот прыгает и скачет -Плим, плим, плим. И ничего не значит -Плим, плим, плим. - Придумайте и вы такие слова, которые ничего не значат (трам - тэтам, ту - туруру). У кого иголки Цель:дать представление о разных значениях многозначного слова; учить подбирать признаки и действия к заданным словам. Материал:картинки: одна игла, много игл, один мишка, много мишек. Ход игры В словах шар, мак, жук, рак, пар - по одному слогу. А сколько слогов в словах игла, мишка, ложка? Какие иглы вы знаете? Какие предметы мы называем этим словом? (игла у ежа, елки, сосны, лиственницы). Чем они похожи? (все иглы острые). Как называют иглы у елки? (еловые) Как называются иглы у сосны? (сосновые) Чем отличаются иглы елки и сосны? Какие иглы длиннее? (сосновые) А чем отличаются иглы у елки и лиственницы? (еловые иглы твердые, жесткие, а лиственные мягкие). А какие еще иглы вы знаете? (швейные) Что можно сказать про швейную иглу? Какая она? (длинная, тонкая, острая, металлическая, блестящая). Что делают швейной иглой? (шьют) Что шьют швейной иглой? (одежду) А что еще можно делать швейной иглой? (вышивать, зашивать, подшивать, штопать).
Про ежей, про елки Цель:учить различать предметы, которые называются одним словом; закреплять представление о многозначном слове. Материал:рисунок леса. Ход игры Дети рассматривают рисунок с изображением леса. По стволу сосны прыгает белка, под елкой - еж. Назовите деревья и животных с иглами (ель, сосна, лиственница, еж). Какие это иглы? (еловые, сосновые, лиственные, ежиные). Назовите другие предметы, которые называются словом игла. Что можно делать иглой? Для чего нужны иглы? Сочините сказку про ежей, про елки и разные иголки. Воспитатель записывает за каждым ребенком сказку, затем предлагает сделать рисунки (или рисует сам) по сюжету сочиненной сказки (по всему сюжету или его части). Кто как двигается Цель:учить сопоставлять название животного и его движение. Материал: картинки (лягушка, воробей, гусеница, волк, дельфин, слон, заяц, кузнечик, ласточка, змея, лиса, кит, кенгуру, кошка, черепаха, петух, крокодил, бабочка). Ход игры Найдите на рисунке животных, которые одинаково двигаются, и назовите их движения (лягушка и кузнечик прыгают, воробей и ласточка летают, дельфин и кит плавают, волк и лиса бегают, заяц и кенгуру скачут). Расскажите, что делают эти животные? Что они могут еще делать? (кошка сидит, черепаха ползает, петух клюет, бабочка летает, крокодил плывет. Кошка может мяукать, лакать молоко. Черепаха умеет плавать, есть капусту. Петух может взлететь на забор. Крокодил может укусить. Бабочка может садиться на цветы.). Составьте предложение из двух слов(бабочка летает; петух кукарекает) и из трех слов(кошка лакает молоко). Опишите бабочку. Какая она? Кого вы хотите еще описать: петуха, кошку или детеныша любого животного? Высокий - низкий Цель:учить сопоставлять предметы и находить слова, противоположные по смыслу. Материал: картинки (елки высокая и низкая, карандаши длинный и короткий, ленты широкая и узкая, лица девочек веселое и грустное, мальчики чистый и грязный, тарелки глубокая и мелкая). Ход игры Посмотрите на рисунки и назовите слова, противоположные по смыслу. Скажите, чем отличаются похожие лица и предметы: высокая - низкая (елка-елочка); длинный-короткий (карандаш); широкая-узкая (лента); грустное-веселое (лицо девочки); глубокая-мелкая (тарелка); чистый-грязный (мальчик). Составьте предложения со словами, противоположными по смыслу. (Я нарисовал большой дом и маленький домик. Река глубокая, а ручей мелкий. Ягоды клубники крупные, а земляники мелкие.) Послушайте отрывок из стихотворения С. Капутикян «Маша обедает»: Никому отказа нет, подан каждому обед; Собачке - в миске, в блюдечке - киске, Курочке-несушке - пшена в черепушке, А Машеньке в тарелке, в глубокой, не в мелкой. Что бывает глубоким и мелким? Как вы понимаете выражения: глубокая река (имеет большую глубину); глубокая тайна (скрытая); глубокое чувство (сильное); мелкая река (имеет небольшую глубину); мелкий дождь (несильный); мелкий песок (некрупный). Лето - зима Цель: учить подбирать слова, противоположные по смыслу, и подбирать определения к заданным словам. Ход игры Назовите мне слова, противоположные по смыслу тем, что я скажу: лето, ночь, солнце, лимон, река, девочка (дети называют слова: зима, день, луна, сахар, ручей). Вспомните любую пару слов с противоположным значением и назовите их (лето-зима, ночь-день, солнце-луна, лимон-сахар, река-ручей, девочка-мальчик) Подберите определения ко всем словам. Какое лето и какая зима? (лето теплое, а зима холодная; ночь темная, а день светлый; солнце жаркое горячее, яркое, а луна холодная, неяркая; лимон кислый, а сахар сладкий; река глубокая, а ручей мелкий; девочка веселая, мальчик грустный). Придумайте рассказ про веселую девочку и грустного мальчика. Обязательно расскажите, как девочка развеселила мальчика. Когда это было: теплым летом или холодной зимой? Чей нос? Цель: закрепить представление о многозначном слове. Материал:картинки (Буратино, чашка, ключик, гриб, шприц, чайник, кисточка, табуретка, виноград, скрипичный ключ, иголка, зонтик). Ход игры Назовите предметы, которые нарисованы на картинках. Дети должны назвать нос, ключ, кисть, ножку, ручку, иглу. Найдите предметы, которые называются одним словом. Придумайте рассказ про иглу, которая заблудилась. Воспитатель помогает детям составить рассказы и предлагает записать их сначала на диктофон, а затем в альбом. К рассказам детей можно нарисовать иллюстрации. Хочу погладить Цель:познакомить с разными значениями многозначных глаголов и существительных. Ход игры - Можно ли ежа погладить рукой? Почему? Закончите предложение: «Ты ежа не трогай лучше, потому что он .. .(колючий)». - Кого можно погладить? (котенка, собачку, ребенка) - Девочка гладит себе платье. Чем она гладит? (утюгом). Что еще можно погладить утюгом? (брюки, кофту, юбку). Как одним словом можно назвать эти вещи? (одежда). - Когда девочка гладит котенка, что он делает? Закончите предложение: «Котенок выгнул спинку, когда...» - У каких предметов есть спинка? (у дивана, стула). А у каких есть спина? (у людей). Какие выражения со словом «спина» вы часто слышите? (выпрямить спину, лечь на спину, повернуться спиной). Как вы понимаете выражение: «Прятаться за чужую спину» (перекладывать свое дело на другого).
Шишка Цель:знакомить с новыми многозначными словами; учить подбирать слова, сходные по звучанию. Ход игры - Отгадайте загадку: «Рыжая, пушистая на сосну взбирается, шишками кидается». Кто это? (белка). - Закончите предложения: «Белка бросила в волка ...(шишку). На лбу у волка выросла ...(шишка). - Какие шишки бросала белка? (еловые). Что вскочило у волка на голове? (шишка). Еловая? Сосновая? А какая? - Какое веселое слово «шишка»! Подберите к нему сходные слова (шишка - мышка, малышка, трусишка). - Белка угостила ежа орехами, а он не смог их ...(съесть). - Еж взял молоток и ...(расколол орехи). Что еще можно расколоть? (дрова). Чем можно уколоться? (иглой) Почему? (игла острая, колючая). - О чем мы говорим острая? (игла, пила, вилка). Острый? (нож, язык, слух, нюх, ум). Острое? (перо). Острые? (ножницы, иглы). - Закончите фразу так, чтобы складно было: «Где ты, белочка, гуляла? (Я орешки собирала.) Ежик ты кого нашел? (Я вам белочку привел.). А ежиха в лес пошла... (спелых ягод принесла). Быстро белочка скакала, ...(все орешки растеряла). В стороне стоял грибок, ...(еж его найти на смог)». Идет - стоит Цель:познакомить с разными значениями слова «идти»; находить слова с противоположным значением; учить заканчивать простые и сложные предложения. Ход игры - Отгадайте загадку: «Стучат - стучат, не велят скучать. Идут - идут, а все тут да тут» Что это? (часы). - Как сказать по другому? Часы идут (ходят, тикают). Дождь идет (капает, льется). Мальчик идет (шагает, движется). Поезд идет (едет, мчится). Фильм идет (демонстрируется). Весна идет (наступает). Пароход идет (плывет). Лед идет по реке (плывет). - Закончите предложения: «Мальчик пошел.. .Девочка ушла .. .Люди вышли .. .Я пришел ..Саша идет медленно, а Вова .. .Можно сказать, он не идет, а ...» - Подберите слова, противоположные по смыслу: идти (стоять), падать (подниматься), разрешить (запретить). Прыгает - скачет Цель:знакомить со значением многозначных глаголов. Ход Послушайте отрывок из стихотворения И. Токмаковой «Плим». Вот прыгает и скачет -Плим-плим-плим. И ничего не значит -Плим-плим-плим. Почему это слово «ничего не значит»? А что значит слово «прыгает»? (подскакивает). Как вы понимаете выражение «сердце прыгает от радости»? Как можно сказать об этом по-другому? Как называют спортсменов, которые прыгают в длину, в высоту? А тех, кто прыгает с парашютом? Закончите предложения: «Девочки взяли скакалки и пошли ...Зайчик прыгал Летит пулей Цель:знакомство с многозначным глаголом «лететь». Ход - Отгадай загадку: «Кем хочу я стать, если я стремлюсь летать?» (летчиком). - Что может летать? О чем можно сказать «летит стрелой (пулей)»? Что это значит? - Как сказать по-другому: летят тучи по небу (несутся); летит снег(кружится, вьется); прилетели в лес метели (примчались); мальчик летит с горки (падает); пыль летит(поднимается); книги летят со стола(падают); тройка летит (мчится)?
Лить - поливать Цель:работа с многозначными глаголами. Ход - Вы помните загадку: «Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает» (лук). Как можно заменить выражение «слезы проливает»? (плачет). - Что можно лить? (воду из кувшина). Что можно наливать? (сок, чай). - Отгадайте еще одну загадку: «Один льет, другой пьет, третий растет» (дождь, земля, трава). Что значит выражения: «дождик льет как из ведра», «лить слезы в три ручья», «льется песня над полями»? - Воспитатель загадывает детям еще одну загадку: «Из горячего колодца через нос водица льется. Ты послушай мой вопрос: Что там льется через нос?» (Горячая вода льется из чайника). Брат - братец - братик Цель:учить различать смысловые оттенки имен существительных со значением ласкательности и уменьшительности, глаголов, образованных аффиксальным способом, и прилагательных, образованных суффиксальным способом. Ход - Послушайте слова, которые я вам назову, и скажите, чем они отличаются: мама - мамочка - мамуля; бра - братец - братик; дерево - деревце, заяц - заинька - зайчишка - зайчище; дом - домик - домище. (Многие слова звучат ласково). Какие из этих слов встречались вам в сказках? (братец в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»; заинька и зайчишка во многих сказках о животных). - Чем отличаются слова: бежать - подбежать - выбежать, писать - переписать - подписать, играть - выиграть - проиграть, смеяться - засмеяться - высмеять, шел - отошел - вошел? Составьте предложения с любыми двумя словами, которые вы услышали («Мы играли в домино: Вова выиграл, а я проиграл.»). - Объясните, чем отличаются слова: старый - старенький; умный - умненький; злой - злющий; толстый - толстенный; полный - полноватый? Бежать - мчаться Цель:учить объяснять оттенки значений глаголов и прилагательных, близких по смыслу, понимать переносное значение слов. Ход - Как вы понимаете слова и чем они отличаются: засмеялись - захихикали, бежать - мчаться, пришли - приплелись, плакать - рыдать, разговаривать - болтать, думать - размышлять, открыть - отворить, отыскать - найти, зябнуть - мерзнуть, поразить - удивить, шалить - баловаться, забавлять - развлекать, прощать - извинять, звать - приглашать? Придумайте предложения с любой парой слов. - Отличаются ли эти слова: большой - огромный, умный - рассудительный, слабый - беззащитный, старый - дряхлый, робкий - трусливый? - Закончите предложения: «Этот дом большой, а этот ...(огромный, громадный). Эта одежда старая, а это платье совсем ...(старое, ветхое, рваное). Это платье чуть влажное, а это совсем ...(мокрое). Вчера был день теплый, а сегодня .. .(жаркий)». - Как сказать об этом же, но другими словами: искусный мастер (хороший, умелый); отважный солдат (храбрый, смелый);старый дом (ветхий, старинный); громадный завод (огромный, большущий); нарядный платок (разноцветный, красивый); верный друг (преданный, настоящий); суровая зима (холодная, морозная)? 7 ноября 2023 в 08:56
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.