Ивлева Светлана Викторовна, сайт педагога
Семинар-практикум для педагогов «Подготовка органов артикуляции к постановке звуков»Семинар-практикум для педагогов «Подготовка органов артикуляции к постановке звуков»
Цель: Познакомить педагогов с комплексом артикуляционных упражнений. Задачи: 1. Познакомить с комплексами артикуляционной гимнастики для постановки различных групп звуков, дать рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики. Оборудование: зеркала персональные, карточки - символы, мольберт, игровое панно «Звуковая полянка»… 1. Теоретическая часть. а) Консультация «Подготовка органов артикуляции к постановке звуков. Артикуляционная гимнастика» б) Рекомендации по выполнению арт. гимнастики, практическая часть - показ основного комплекса арт. упражнений Уважаемые коллеги! В первую очередь хочу выразить вам свою признательность за то, что вы пришли на этот семинар, надеюсь, вы сознаёте всю необходимость нашего с вами сотрудничества! Так же хотелось бы отметить, что артикуляционная гимнастика - является основой для формирования артикуляционного праксиса - говоря своими словами основой для развития артикуляционного уклада звуков. Чтобы было всем понятно - приведу пример - «Расти коса до пояса, не вырони ни волоса» - произносим межзубно. В данном случае нарушением звукопроизношения является межзубный сигматизм, т. е. при произношении свистящих звуков - язык находится между зубов. А в норме при произношении свистящих звуков кончик языка находится за передними резцами. И так, на этом примере мы выяснили, что к органам артикуляции относятся - губы, зубы, язык - от их правильного положения зависит произношение. Все речевые органы состоят из мышц. Если можно тренировать мышцы рук, ног, спины и т. д., значит, можно тренировать и мышцы языка и губ. Для этого существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной. Гимнастика органов речи является подготовительным этапом при постановке звуков. Несомненно, постановкой звуков должен заниматься логопед! Уважаемые коллеги некоторые из вас, может быть, считают, что они смогут воспитать у ребенка правильное произношение, многократно повторяя чистоговорки и скороговорки. ВЫ и не подозреваете, что сначала ребенок должен научиться правильно произносить изолированный звук, затем закрепить его в слогах, словах, а только потом во фразе и тексте. Но, хотелось бы ещё раз повториться, постановкой и автоматизацией звуков можно заниматься только под руководством логопеда. При выполнении арт. гимнастики идёт опора на три анализатора - слуховой, речевой и зрительный: слуховой анализатор - слышим установку, как выполняется упражнение; речевой анализатор - пробуем выполнить это упражнение; зрительный анализатор - видим образец и в зеркале сравниваем - правильно ли мы выполнили это упражнение. При подборе упражнений необходимо соблюдать определенную последовательность - идти от простых упражнений к сложным, поэтому мы сначала разучиваем основной комплекс арт. гимнастики, а затем специальные упражнения на определенный звук. Сначала упражнения выполняются в медленном темпе обязательно перед зеркалом. На первых занятиях мы выполняем упражнения двукратно, главное, чтобы оно было выполнено качественно. Затем количество повторений увеличивается - доводим до 10-15 раз, выполняем упражнения под счет - учимся удерживать позу. Взрослый должен показать ребенку, как правильно выполнять все упражнения. Для этого, вам необходимо самим научиться выполнять арт. гимнастику. Не удивляйтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас, ведь для их выполнения необходим определенный навык. Таким образом, мы выяснили, что для выполнения арт. гимнастики необходимо зеркало в кабинете логопеда, дома - для выполнения комплекса упражнений, и сегодня я вас просила принести с собой зеркальце. Ну а теперь, приступим. Возьмите в руки зеркало. Сейчас я буду зачитывать название арт. упражнения, описание его выполнения, после чего выставлю картинку - опору, а затем вместе проконтролируем правильно ли вы выполнили упражнение - я пройду, посмотрю, а вы проверите себя в зеркале. Если выполнение упражнения вызовет затруднение, то я сама буду показывать правильно выполненное упражнение - для образца. Комплекс упражнений для выработки основных движений органов артикуляционного аппарата: 1. Упражнения для развития двигательной функции нижней челюсти: · открывание и закрывание рта (с прищёлкиванием зубами); · удержание рта открытым (под счёт); 2. Упражнения для выработки движений губ: · оскал зубов, вытягивание губ хоботом (поочередно); Для вытягивания губ хоботком используют причмокивание. Вводится палец или леденец, затем выдёргивается. При наличии достаточно плотного охвата губами и всасывающих движений щёк возникает щёлкающий звук. Уменьшением размера леденца создаётся большее напряжение мышц губ. Подобные упражнения повторяются многократно; · удержание губами трубочек различного диаметра (логопед пытается выдернуть трубочку, а ребёнок удерживает её). Для выработки этого движения применяют надавливание пальцами уголков губ; · вытягивание сомкнутых губ – возвращение в нормальное положение; · вытягивание губ – растягивание в улыбку при раскрытых челюстях; · вытягивание верхней губы вместе с языком (язык толкает верхнюю губу); · втягивание губ внутрь рта, с плотным прижатием к губам; · прикусывание нижней губы верхними зубами; · втягивание нижней губы под верхнюю; · вращательные движения губ, вытянутых хоботком; 3. Упражнения, направленные на развитие подвижности языка. · движения вперёд – назад. Если язык напряжён, выдвигается комом, рекомендуется слегка похлопать его шпателем. · лёгкое покусывание высунутого языка, при этом нужно следить за тем, чтобы язык выдвигался по средней линии; · движение вправо – влево, кончик языка должен дотянутся до уголков рта; · поднимание языка за верхние зубы. Это движение вырабатывают постепенно. Причмокивание губ комбинируется с выдвижением языка вперёд, таким образом можно получить прищёлкивание языком. Затем язык продвигается между губами (межгубное положение), ребёнок при-чмокивает им. Губы при помощи логопеда отодвигаются (межзубное положение языка), производится прищёлкивание спинки языка о края верхних зубов. Когда подобное движение будет достигнуто, логопед, ставя шпатель горизонтально на ребро под язык, отодвигает приподнятый кверху кончик языка вглубь рта. Так вырабатывается прищёлкивание языка у альвеол верхних зубов. Второй комплекс (для свистящих звуков [с], [с’], [з], [з’], [ц]): Для произнесения свистящих звуков требуются сложные и точные движения языка; движения губ, нижней челюсти и наличие холодной воздушной струи. Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют следующие упражнения. «Загнать мяч в ворота». Цель. Вырабатывать длительную, направленную воздушную струю. Описание. Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками. Методические указания: Следить, чтобы не надувались щёки; загонять шарик на одном выдохе. «Наказать непослушный язычок». Цель. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным. Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от одного до пяти. Методические указания: Нижнюю губу не стоит подворачивать и натя-гивать на нижние зубы; края языка должны касаться уголков рта. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи. «Сделать язык широким». Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении. Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти. Методические указания: Во избежание напряжения не растягивать губы в сильную улыбку. «Кто дальше загонит мяч?» Цель. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка. Описание. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и , как бы произнося длительно звук (ф), сдуть ватку на противоположный край стола. Методические указания. Нижняя губа не должна натягиваться на зубы. Нельзя надувать щеки. Следить, чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная. «Почистим зубы». Цель. Научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами. Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх. Методические указания. Губы неподвижны, находятся в положении улыбки. Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов. Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов. Третий комплекс (для шипящих звуков [ш], [ж], [ч], [щ]). Для произнесения шипящих звуков требуются сложные и тонкие движения языка: широкий передний край языка поднимается к передней части твердого неба, боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам; губы выдвигаются вперед и округляются; нижняя челюсть слегка опускается; теплая воздушная струя идет посередине языка. Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют следующие упражнения. «Наказать непослушный язычок» (см. во втором комплексе). «Сделать язык широким» (см. во втором комплексе). «Приклей конфетку». Цель. Укрепить мышцы языка и отработать подъем языка вверх. Описание. Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к небу, за верхними зубами. Методические указания. Следить, чтобы работал только язык – нижняя челюсть должна быть неподвижна. Рот открывать не шире чем на 1,5- 2 см. Выполнять упражнение в медленном темпе. «Грибок». Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку. Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка – его ножку). Методические указания: Следить, чтобы губы были в положении улыбки. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно. «Вкусное варенье». Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука [ш]. Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делать движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Методические указания: Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижной. Язык должен быть широким. Если упражнение не получается вернуться к упражнению «Наказать непослушный язычок». «Фокус». Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка. Описание. Улыбаться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх. Методические указания: Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы. Четвертый комплекс. (для звуков [л], [л’] ). Для произношения этих звуков необходима достаточно сложная и дифференцированная работа различных частей языка: кончик языка поднимается вверх и прижимается к основанию верхних зубов, передняя и средняя части спинки языка опускаются, задняя часть спинки языка приподнимается и оттягивается назад, края языка опускаются и пропускают выходящую воздушную струю. Выработке необходимых движений языка способствуют следующие упражнения: «Наказать непослушный язычок» (см. во втором комплексе); «Вкусное варенье» (см. в третьем комплексе); «Пароход гудит». Цель. Вырабатывать подъем спинки языка вверх. Описание. Приоткрывать рот и длительно произносить звук [ы] (как гудит пароход). Методические указания. Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к небу. «Индюк». Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части. Описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не открывать язык от губы, как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится [бл-бл]. Методические указания. Следить, чтобы язык был широким и не сужался. Движения языком делать вперед-назад, а не из стороны в сторону. «Качели». Цель. Вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звуков [л] и [л’] с гласными. Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы и удерживать под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз. Методические указания. Следить, чтобы работал только язык. «Лошадка». Цель. Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх. Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка. Методические указания. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее. Работает только язык. «Беззвучно пощелкать кончиком языка». Цель. Вырабатывать движение языка вверх и помочь ребенку определить место языка при произнесении звука [л]. Описание. Ребенок должен производить те же движения языком, что и в предыдущем упражнении, только беззвучно. Методические рекомендации. Работает только язык. Кончик языка упирается в небо за верхними зубами, а не высовывается изо рта. Пятый комплекс (для звуков [р], [р’] ). Для произнесения звука [р] необходима сложная работа всех мышц языка. Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют следующие упражнения: «Чьи зубы чище?» Цель. Вырабатывать подъём языка вверх. Описание. Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону. Методические указания. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь. Работает только язык. «Маляр». Цель. Отрабатывать движения языка вверх, его подвижность. Описание. Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твёрдое нёбо, делая движения языком вперёд – назад. Методические указания. Следить, чтобы кончик языка, продвигаясь вперёд, доходил до внутренней поверхности зубов, но не высовывался изо рта. «Барабанщик». Цель. Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъём языка вверх и умение делать кончик языка напряжённым. Описание. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произносится звук [д]: д-д-д. Сначала звук [д] произносить медленно. Постоянно убыстрять темп. Методические указания: Рот открыть, губы в улыбке, работает только язык. Следить, чтобы звук [д] носил характер чёткого удар 7 ноября 2023 в 08:22
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.