Ивлева Светлана Викторовна, сайт педагога
Родительское собрание - круглый стол на тему: «Формирование лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников»Родительское собрание - круглый стол на тему: «Формирование лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников» Цель: организация взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста. Задачи: 1. Познакомить родителей с играми, способствующими формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста. 2. Использовать речевые игры для коррекции лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста. 3. Подбирать речевые игры в окружающей обстановке. Ход. Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее его отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – явление очень редкое. Дети усваивают родной язык, подражая речи окружающих. К сожалению, многие родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотек. Вспомните то время, когда ваш ребенок был совсем маленький (около 1 года). Как мы переживали за речь? Ждали, когда произнесет первое слово? Когда начнет активно говорить, как быстро пополнится словарный запас? Да? И сейчас, часто ли мы задумываемся о том, как развита речь ребенка? Как плавно, логично выражает он свои мысли, рассуждает? Беспокоит ли нас это сейчас? Если «да»: (Мы очень рады, что вас беспокоит этот вопрос, эта проблема и поэтому решили посвятить наше собрание развитию речи детей). Известно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи; создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Но при стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают высокого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи. При в дальнейшем обучении в школе основные трудности проявляются при развернутых ответах на сложные вопросы, дети не могут последовательно, грамотно и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, они испытывают трудности при написании изложений, сочинений. Поэтому проблема формирования лексико-грамматического строя речи является одной из самых актуальных проблем. Ваш ребенок скоро пойдет в школу. Всем в семье хочется, чтобы он учился с интересом, радостью, старанием. Но все ли вы сделали для того чтобы ребенок был готов к этому? Достаточно ли развита его речь? Ведь от этого зависит его успехи в усвоении абсолютно всех предметов в школьной программе. К 6 годам речь ребёнка должна быть сформирована: он должен правильно строить фразу, чётко произносить все звуки родной речи, его словарный запас должен быть достаточно обширен и богат. Словарь дошкольника обогащается преимущественно в процессе игры. Игры по расширению словарного запаса разнообразны и проводятся с использованием большого количества наглядного материала. Посредством специально организованных игр можно обогащать речь ребенка существительными, глаголами, прилагательными, обобщающими словами, в уточнении уже имеющихся у него слов, привитие ребенку простейших навыков образования новых слов. Я хотела бы с вами поделиться в какие мы играем игры с детьми, может и вы возьмете себе на заметку. I направление - формируем лексическую сторону речи, т. е. активизируем, расширяем и уточняем активный словарь ребенка. Важно обращать внимание на различные способы словообразования, слова целесообразно разделить на 3 группы: слова в которых основа слова, обозначающего взрослого животного сохраняется неизменной (у козы –козлёнок, у гуся – гусенок); слова с чередованием согласных в корне (у медведя – медвежонок); слова с различной основой слова (у овцы – ягненок). Другой способ увеличения в словаре ребенка имен существительных – это добавление уменьшительно-ласкательных суффиксов (стол – столик). Употребление в речи глаголов является основой фразы и мыслительной деятельности человека. Глагольный словарь детей можно разделить по следующим разделам: - бытовые глаголы (одевается, умывается, играет); - глаголы, обозначающие движения и крики животных (крадется, прыгает, кукарекает); - глаголы движения (ходит, бегает, прыгает); - глаголы, выражающие чувства людей (улыбается, плачет, радуется); - глаголы, связанные с профессиями (лечит, строит, продает); - глаголы, связанные с процессами, происходящими в природе (светает, вечереет, смеркается). Часто детям с большим трудом дается подбор слов с противоположным значением (антонимов). Закрепление в речи ребенка противоположных признаков предметов важно и для их ориентировки в пространстве. Прилагательные в речи детей часто бывают однотипными и могут ограничиваться словами «хороший – плохой», «маленький – большой». Все прилагательные в речевом словаре детей можно подразделить на несколько смысловых групп: - величина – большой (маленький, высокий (низкий, широкий (узкий); - форма – круглый, овальный, продолговатый, квадратный; - цвет – основные (красный, синий, промежуточные (оранжевый, голубой); - вкус – горький, сладкий, солёный, кислый, кисло-сладкий, вкусный, невкусный; - запах – приятный, неприятный, цветочный; - температура – холодный, горячий, теплый, прохладный; - материал, из которого сделан предмет – деревянный, стеклянный, железный; - принадлежности предмета – мамин, папин, медвежий, лисий; - другие признаки – шероховатый, мягкий, колючий, добрый, злой, честный. Сейчас мы с вами поиграем. 1. Игра с мячом «Животные и их детеныши». Цель: закрепление в речи детей названий детенышей животных, закрепление навыков словообразования, развития ловкости, внимания, памяти. Ход игры: бросая мяч ребенку, взрослый называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч, называет детеныша этого животного. Например: у тигра - тигрята, у льва – львята, у лисы – лисята. 2. Игра с мячом «Скажи ласково». Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости и быстроты реакции. Ход игры: бросая мяч ребенку, взрослый называет первое слово, а ребенок, возвращая мяч, называет второе слово. Например: шар – шарик, ключ-ключик. 3. Игра с мячом «Веселый счет». Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными, развитие ловкости и быстроты реакции. Ход игры: взрослый, бросая мяч ребенку, произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребенок, возвращая мяч, в ответ называет это существительное, но в сочетании с числительным «пять». Например: один стол – пять столов, один лебедь - пять лебедей, один стул - пять стульев. 4. Игра с мячом «Какая посуда». Цель: образование относительных прилагательных. Ход игры: взрослый, бросая мяч, задает вопрос ребенку, а ребенок, возвращая мяч, называет ответ. Например: стакан из стекла какой? (стеклянный стакан, чашка из фарфора какая? (фарфоровая чашка). 5. Игра с мячом «Что происходит в природе?» Цель: закрепление, употребление в речи глаголов, согласование слов в предложении. Ход игры: взрослый, бросая мяч ребенку, задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. Например: солнце – что делает? (светит, греет, ручьи – что делают? бегут, журчат). 6. Игра с мячом «Горячий-холодный». Цель: закрепление в представлении и словаре ребенка противоположных признаков предметов или слов антонимов. Ход игры: бросая мяч ребенку, взрослый произносит одно прилагательное, а ребенок, возвращая мяч, называет другое - с противоположным значением. Например: веселый – грустный, высокий – низкий, добрый – злой. 7. Игра «Чей хвост?» Цель: образование притяжательных прилагательных. Ход игры: взрослый показывает картинку животного и задает вопрос «Чей хвост?», а ребенок должен на заданный вопрос ответить. Например: волчий хвост, лисий хвост, заячий хвост. 8. Игра «Что бывает круглым?» Цель: расширение словаря детей за счет прилагательных, развитие памяти, воображения, ловкости. Ход игры: взрослый задает вопросы ребенку, а ребенок должен на заданный вопрос ответить. Например: Что бывает круглым? (мяч, солнце, вишня, луна, яблоко, Что бывает зеленым? кузнечик, трава, деревья, кусты, платья, Что бывает гладким? (стекло, зеркало). 9. Игра «Где мяч?» Цель: закрепление в речи детей правильного употребления предлогов, развитие умения ориентироваться в пространстве. Ход игры: дети отвечают на вопрос «Где лежит мяч?» (на столе, на полу, около стола, в углу, под столом). 10. Игра с мячом «Лови, бросай, дни недели называй». Цель: закрепление временных понятий в активном словаре ребенка. Ход игры: взрослый, бросая мяч ребенку, может начать с любого дня недели. «Я начну, ты продолжай, дни недели называй! Среда…» Уделяем большое внимание: составлению творческих рассказов составлению рассказов по картине, по серии картин, пересказам. Очень важно с детьми разучивать стихи – это способствует развитию выразительности, тренирует память. Выступая друг перед другом («Конкурс чтецов») дети в школе уже не будут комплексовать на уроках. (продемонстрировать схему для запоминания стиха). Что способствует улучшению звукопроизношения – это скороговорки, чистоговорки. Очень любят дети отгадывать и загадывать загадки это занятие учит детей делать выводы, анализировать, развивает мышление. Обязательно при этом надо спросить ребенка «как догадался?», «почему?» II направление - грамматически правильная речь. Развитие фонематического анализа и синтеза. Что дома надо делать: В первую очередь, разговаривая с ребенком постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой и внятной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за её правильностью. Во – вторых, как можно чаще общайтесь с ребенком. И если вы заметили, что у ребенка возникают проблемы с речью не бойтесь обратиться к специалистам (логопеду, психологу, невропатологу, психиатру) И очень просим вас относиться к этому спокойно, не пугайтесь, если ребенка направят к психиатру. Это хороший врач и он поможет. Мало ли какие проблемы возникнут. Чаще читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. И помните, что ваше произношение должно быть четким и ясным, выразительным и обязательно обсуждайте прочитанное. Задумайтесь, как часто вы говорите ребенку эти фразы: Ты самый любимый! Ты очень многое можешь! Что бы мы без тебя делали?! Иди ко мне! Садись с нами! Я помогу тебе. Я радуюсь твоим успехам. Расскажи мне, что с тобой. И напоследок мы хотим вам сказать: любите своих детей, помогайте им. Это самое дорогое, что у вас есть! Методические рекомендации. В нашей группе создана картотека игр на формирование грамматического строя речи. Если у вас возникнет желание, можете брать карточки с играми и упражнениями и играть с детьми в домашних условиях. Спасибо за внимание! 7 ноября 2023 в 06:55
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.